16 октябряГорные районы Надежда Оленёва

Швейцарский 100% Women Peak Challenge на 3 четырёхтысячника за 4 дня

Проект 100% Women Peak Challenge организован Офисом по туризму Швейцарии. Цель — восхождения на все 48 четырехтысячников Швейцарии женскими командами. Проект длился 7 месяцев с 8 марта по 8 октября и в нем приняли участие более 700 альпинисток из 20 стран. Мы с Машей Дюпиной и Полиной Ошмариной были очень рады предложению присоединиться к международному проекту. За нашу короткую поездку нам удалось подняться на Мёнх (4107 м), Юнгфрау (4158 м) и Маттерхорн (4478 м).

на вершине Маттерхорна

Остановка первая — Гриндельвальд

Мы прилетели в Цюрих уже вечером, переночевали в гостинице и на следующее утро отправились в Гриндельвальд. Можете представить себе самое красивое место на земле? Так вот, в Гриндельвальде красивее! Я просто влюбилась в эти зеленые холмы и милашные домики под заснеженной северной стеной Эйгера.

Нашей первой целью был Мёнх, одна из трёх вершин знаменитой Бернской трилогии — Мёнх, Юнгфрау, Эйгер.

Мёнх

За несколько дней до нашего приезда в Альпах выпала месячная норма осадков и наш план «быстренько залезть по северной стене» засыпало снегом. Решили идти по нормал рут, северо-восточному ребру с ледника Алеч. Маршрут короткий и не сложный, по российской классификации примерно 2А категории сложности. Начинается с небольшого скального бастиона и дальше продолжается по простому гребню до самой вершины.

В итоге наш график в день восхождения выглядел примерно так:

6:30 — подъем, 7:00 завтрак в ресторане гостиницы.
8:15 — едем на первой канатке до Эйгерглэтчер, там пересаживаемся на поезд до Юнгфрауйох
9:45 — уходим со станции железной дороги по леднику под маршрут
12:30 — мы на вершине Мёнха
К 2м часам дня мы спустились обратно на перевал Юнгфрауйох. Перед отъездом отправились в тур по музею железной дороги и поднялись к обсерватории Сфинкс (устали больше, чем на маршруте).
19:00 — ужин в ресторане, вино и сыр.

«Швейцарский альпинизм прекрасен!» — эту фразу мы неустанно повторяли снова и снова, жмурясь от яркого солнца на маршруте и мотая головой из стороны в сторону на экскурсии по Юнгфрауйох.

Меня, привыкшую к экспедиционному стилю в альпинизме, когда до горы с тяжеленым рюкзаком ещё допереться надо, поразила инфраструктура, а, следовательно, и доступность гор Швейцарии. Любой человек, не имеющий никакой подготовки, может добраться до перевала на поезде и погулять по леднику под стенами гор. И, конечно, поезда, канатки, близкие подходы, наличие хижин позволяет совершать восхождения в легком, комфортном стиле.

Железная дорога Юнгфрау — самая высокогорная железная дорога в Европе.

Промышленник Адольф Гуйер-Целлер поставил для себя цель жизни, — построить эту дорогу. «Все должны иметь возможность увидеть эту необыкновенную красоту» — сказал он. Конечная станция находится на перевале Юнгфрауйох 3454 м. 7 км пути пролегает по тоннелю внутри Эйгера и Мёнха.

Факт, который поражает: дорогу построили исключительно с туристическими целями. Не для добычи чего-то, что можно дорого продать, не для охраны земель от неведомых врагов, а исключительно для того, чтобы наслаждаться пребыванием в горах. Строительство, кстати, продолжалось 16 лет и стоило 14.9 миллионов швейцарских франков.

На перевале Юнгфрауйох есть музей железной дороги и обсерватория Сфинкс. У музея нет здания, интерактивные экспозиции и даже ледовый дворец находятся прямо внутри скал, и там же находится шахта лифта, на котором можно подняться к обсерватории Сфинкс. Маст ду к посещению в Швейцарии однозначно!

Все железные и канатная дороги Гриндельвальда объединены в одну сеть, можно купить билет на разовый подъем или пасс на несколько дней. Разовый билет из Гриндельвальда до Юнгфрауйох стоит 95 франков (около 7 тыс. руб.).

Юнгфрау 

Вдохновившись быстрыми подходами, решили на следующий день после восхождения на Мёнх сбегать на Юнгфрау.

Нормал рут на неё уже подлиннее, но все-таки уложиться между завтраком и ужином в ресторане в Гриндельвальде не сложно (воспользовавшись канаткой и поездом, конечно). Маршрут просто класс! Сложность по российской классификации примерно 2Б. Включает целый набор альпинистских интересностей: и прогулка по закрытому леднику, и снежный гребень с карнизами, и крутая ледовая стеночка, и 20-метровый дюльфер через бергшрунд.

Надо сказать, что на момент поездки у всех нас была остаточная акклиматизация. Я почти все лето не спускалась с гор, а у девчонок был перерыв около 3х недель пребывания на высоте. Совершить восхождение на 4 тысячи на второй день без имеющейся акклиматизации чревато даже с такими короткими подходами.

На следующий день у нас был запланирован переезд в Церматт. Все наши перемещения по стране были на поездах. Железнодорожное сообщение в Швейцарии развито очень хорошо, поезда идут буквально в каждую деревню, в том числе в Гриндельвальд и в Церматт. При этом расписание поездов настолько плотное, что на пересадках мы ждали не больше 15 минут. Ездили мы по Швейцарии по волшебному свисс тревел пассу. Это специальный туристический продукт, проездной билет, который распространяется на весь общественный транспорт Швейцарии: на междугородние поезда, трамваи и автобусы в крупных городах, водные виды транспорта и почтовые автобусы. В небольших деревнях могут быть отдельные правила. В Гриндельвальде, например, проездной на автобус входил в стоимость гостиницы. Причем свисс тревел пасс распространяется даже на панорамные поезда, такие как легендарный Ледниковый экспресс, Шоколадный поезд и Золотой перевал. В общем, по нему можно объездить всю Швейцарию рассматривая горы, озера и виадуки через панорамную крышу за чашечкой крепкого. У нас, к сожалению, было совсем немного времени и на Ледниковый экспресс мы не успели попасть, но ооочень хотели. В свисс тревел пасс также входит бесплатное посещение более чем 500 музеев Швейцарии.

Гора со Швейцарской шоколадки.

Эта гора считается самой фотографируемой в мире, и о восхождении на нее мечтают не только альпинисты. Вы, конечно, поняли, что речь о Маттерхорне. Наш план был вполне амбициозным: переехать из Гриндельвальда в Церматт и в этот же день подняться на хижину Хёрнли, чтобы ранним утром выйти на восхождение. Переезд на поездах занял около 3х часов. В Церматте мы оставили лишние вещи в забронированной заранее гостинице (там, где планировали ночевать после спуска) и сразу же отправились на канатку. Путь от станции каблвэй Шварцзи до хижины занял почти 2 часа. Конец сентября считается не сезоном для восхождения на Маттерхорн, хижина Хёрнли закрыта на зиму. Работает только небольшая комната – зимний бивак, в котором можно разместиться. Там есть двухъярусные кровати, но нужно брать с собой спальники, еду и газ для готовки. Впрочем, именно к таким хижинам мы и привыкли.

Маршрут Хёрнли представляет собой скальный гребень, заснеженный в верхней части. В нашем случае снега было очень много, весь маршрут мы лезли в кошках. С ориентированием на первых веревках могут возникнуть проблемы, много вариантов обходов жандармов, поэтому начало лучше хорошо просмотреть накануне. Мы так и сделали. Маршрут часто ходят с клиентами, и с точки зрения безопасности он подготовлен очень хорошо. На сложных участках провешены канаты, а для страховки на станциях вбиты металлические штыри. На высоте 4000 есть аварийная хижина Солвэй для альпинистов, которые не успевают пройти маршрут и спуститься за один день. Лазание на маршруте не очень сложное, но он достаточно длинный. Перепад высот 1200 м, протяженность более 2 км.

Мы вышли из Хёрнлихат в 5:30 утра, в 11:10 были на вершине. По дороге вокруг нас несколько раз летал вертолёт с туристами, и мы махали друг другу руками. Путь спуска такой же, как и наверх, поэтому времени занимает не меньше. К хижине мы спустились около 5 вечера и поняли, что на канатку уже не успеваем. Немного перекусили и пошли в Церматт пешком. Тропы там хорошие и спуск занял около 3х часов. К 10 вечера мы жутко уставшие и ещё более жутко довольные упали в мягкие кроватки гостиницы Церматта.

У любой сказки есть конец, и когда самолет Swiss вез нас домой, впечатлений было слишком. Слишком всё красиво, слишком удобно, слишком доступные горы, при этом там слишком чисто, слишком много пенсионеров, наслаждающихся вином в ресторанах и прогулками в горах, слишком вкусные круассаны на завтрак, слишком тихо в аэропорту Цюриха. Швейцария оставила дорогое, но очень хорошее послевкусие, и черт возьми оно стоит этих франков. А под северную стену Эйгера я еще вернусь. Непременно.

Поездка организована Офисом по туризму Швейцарии в России.

Отдельное огромное спасибо Марии Макаровой – нашему ангелу-хранителю в путешествии, которая помогала оперативно решать все организационные вопросы в процессе подготовки и во время поездки. Даже поздними вечерами в воскресенье.

На сайте Офиса по туризму много полезной информации для самостоятельной организации поездки и интересных предложений по турам в горы и не только.

100% Woman PeakChallenge – уникальный международный проект, направленный в первую очередь на популяризацию альпинизма, туризма и активного отдыха, и этому в Швейцарии уделяется очень большое внимание

Панорамные поезда Швейцарии.

Волшебные свисс тревел пассы.

Билеты на высокогорную дорогу Юнгфрау в Гриндельвальде.

Канатки, отели, рестораны, в общем, все о Церматте.

Прайс на канатки Церматта.

Лететь в Швейцарию Swiss.

Хороший ресурс с описаниями альпинистских маршрутов в Альпах, например, нашего маршрута на Мёнх.

В главных ролях: Надя Оленёва, Маша Дюпина, Полина Ошмарина

Фото: Маша Дюпина, Надя Оленёва

вернуться к списку статей